среда, 27 ноября 2013 г.

Братья Райт




Уилбур и Орвилл Райт

Братья Райт фактически сумели на практике реализовать идеи многих других пионеров авиации, объединив их с собственными изобретениями, что позволило братьям выполнить первый в истории полет на оснащенном мотором летательном аппарате тяжелее воздуха.

Уилбур Райт
Орвил Райт
Уилбур и Орвилл Райт, больше известные просто как братья Райт, росли в большой семье священника - четыре сына и дочь. Уилбур родился в Индиане 16 апреля 1867 года, Орвилл - 19 августа 1871 года в Дейтоне, штат Огайо. Братья увлеклись полетами после того, как отец подарил им летающую игрушку. Братья читали о германском пионере Отто Лилиентале и сами экспериментировали с постройкой планеров, а примерно в 1896 году, когда Лилиенталь погиб, решили посвятить планеризму все свои силы.
В 1899 году братья Райт направили в Смитсоновский институт просьбу о предоставлении информации об авиационных опытах Сэмюэля П. Лэнгли и вскоре получили ответ от Октава Шаньюта, который экспериментировал с планерами собственной конструкции в Чикаго.


На велосипеде в Китти Хок
Используя собственный опыт изготовления велосипедов и навыки строителей, Орвилл и Уилбур Райт приступили к постройке собственного планера. Они проявили смекалку, запросив метеослужбу на предмет места, наиболее благоприятного по погодным условиям для проведения экспериментов. Синоптики посоветовали местечко Китти Хок в Северной Каролине, где они в 1900 году и выполнили свой первый полет на планере. Братья Райт наблюдали за полетами птиц, изучали - каким образом они выполняют устойчивый полет и как меняют его траекторию. Особое внимание братья уделяли наблюдениям за полетом сычей. В ходе одного из наблюдений они сделали огромный шаг к управляемому полету, сделав вывод, что «удачный самолет» должен самостоятельно реагировать на внешние возмущения и быть в то же время полностью управляемым. Иными словами - быть относительно неустойчивым аппаратом, но под полным управлением пилота. В Европе же господствовало мнение о необходимости придания аппарату абсолютной устойчивости - братья Райт со своим открытием сразу вырвались вперед. После серии опытов с планерами и моделями братья Райт в 1903 году построили Flyer, оснащенный мотором собственной конструкции - управление осуществлялось перекосом крыльев, гошированием. Первый управляемый полет состоялся в 10 часов 35минут 17 декабря 1903 года, его выполнил Орвилл. В этот же день было выполнено еще несколько полетов, в которых место летчика занимал как Орвилл, так и Уилбур. Братья Райт осуществили мечту человечества о полете.
 
17 декабря 1903 года. Первый полет
Триумф в Европе
Однако было ясно - чтобы превратить Flyer в действительно удачный самолет, надо приложить немало усилий. И в 1904 году в новом месте, Хаффман-Филд, братья начали испытывать аппарат Flyer II. Но на демонстрации представителям СМИ самолет лишь подпрыгнул, так что у прессы работа братьев Райт интереса в течение последующих нескольких лет не вызывала. Братья даже столкнулись с трудностями признания своего первого полета 1903 года - в 1906 году во французском выпуске газеты «Herald Tribune» даже был поднят вопрос о том, кто такие братья Райт - «летчики или лгуны» («Flyers or Liars?»).
Однако братья Райт продолжали работать, и вскоре появился Flyer III, который в середине 1905 года пролетел в одном полете более 32 км. На самолете оборудовали второе место для пассажира, и в 1908 году братья Райт предприняли попытку публичной демонстрации своей работы. Орвилл направился в Вирджинию для показа аппарата представителям Армии США, в то время как Уилбур отбыл во Францию. Первые полеты во французском Ле-Мане вызвали бурю восторга у очевидцев, после чего братьев Райт признали в Европе. Лучше всего успех братьев Райт характеризуют слова известного французского адвоката Эрнеста Аршдекона: «Долгое время в Европе обвиняли братьев Райт во лжи... Сегодня их почитают во Франции как святых». Между тем Орвилл успешно продемонстрировал второй аппарат в Форт-Майер, хотя один из полетов завершился трагической гибелью пассажира Орвилла - лейтенанта Сетфриджа, ставшего первой жертвой авиакатастрофы аппарата тяжелее воздуха. В 1909 году Армия США купила Flyer за 30000 долларов.
 
"Флайер 1"
Наследие
Несмотря на славу и успех, братья Райт пережили несколько трудных лет борьбы за признание своего патентного приоритета и выдержали сложную борьбу со Смитсоновским институтом. Уилбур умер в 1912 году, но Орвилл дожил до полета на Lockheed Constellation, размах крыла которого был больше дистанции, которую он пролетел в своем первом полете в 1903 году. Братья Райт сегодня известны во всем мире как создатели летательного аппарата тяжелее воздуха, на котором был выполнен первый в истории полет.
Почтовая открытка начала XX в. с изображением "Флайера"

Комментариев нет:

Отправить комментарий