пятница, 13 декабря 2013 г.

Handley Page Type O/400



Handley Page Type O/400


Тип: тяжелый бомбардировщик
Производители: «Handley Page», «Standard Aircraft»
Первый полет: 17 декабря 1915 года
Эксплуатанты: Великобритания, США, Китай, Индия
В серии: 1916 - 1918 гг.
Количество выпущенных единиц: 596 самолетов
Модификации: Handley Page Type O/100 (Н.Р.11), Handley Page Type O/400 (Н.Р.12), Handley Page Туре O/7, Handley Page Туре O/10 и Handley Page Туре O/11


Рождение бомбардировщика

В самом начале Первой мировой войны большинство военных видели в аэропланах лишь средство ведения разведки, немногие энтузиасты из британских Королевских ВМС генерировали совсем иные идеи в области боевого применения авиации. Особенно заметен был голос командира 1-го авиакрыла Королевских ВМС коммандера С.Р. Сэмсона. Уже через два месяца после начала Первой мировой войны он приказал подвесить бомбы на два биплана Sopwith Tabloid в надежде разгромить базу германских «цеппелинов». Лейтенант Мэрикс попал двумя 9-кг бомбами в один из ангаров, в которых хранились дирижабли. А вскоре разрушительный удар по базе дирижаблей на озере Констанс нанесли четыре самолета Avro 504.

Handley Page Type O/100 No. 1455
В конце 1914 года кэптэн Мюррей Сьютер из авиационного управления Адмиралтейства заказал у фирмы «Handley Page» четыре прототипа тяжелого бомбардировщика, который соответствовал бы требованиям Адмиралтейства от 28 декабря 1914 года на большой двухмоторный дальний бомбардировщик. Тот факт, что это предприятие ранее построило лишь несколько весьма необычных аэропланов, не остановил ни Сьютера, ни саму фирму. Проектные работы шли быстро, и в 1915 году был построен первый самолет, известный как O/100 (Handley Page Type О) с крылом размахом 100 футов (30,48 м). Сборка велась на заводе в Кингсбэрри, откуда готовый самолет с номером «1455» 10 декабря отбуксировали в Хендон. 17 декабря лейтенант-коммандер Джон Бэбингтон выполнил на нем первый полет. Машина оказалась гораздо крупнее всех более ранних изделий «Handley Page», мало того, она была самым крупным на тот момент самолетом Великобритании. Первый шаг в создании британского тяжелого бомбардировщика был сделан. От принятия решения до первого полета самолета прошел год.

Type O/100 являлся трехстоечным полуторапланом. При размещении в ангаре его плоскости складывались поворотом назад к хвостовой части. Крылья с постоянной хордой имели прямые передние и задние кромки. К верхнему крылу были шарнирно подвешены большие элероны с роговой компенсацией. К нижнему крылу крепился фюзеляж квадратного сечения деревянной конструкции. Хвостовое оперение состояло из двух горизонтальных и трех вертикальных поверхностей. Шасси с хвостовым костылем было неубирающимся. Основные стойки со сдвоенными колесами на каждой были установлены под нижним крылом вровень с частично бронированными гондолами моторов Rolls-Royce Eagle II мощностью по 266 л.с. (198 кВт). Моторы были установлены между крыльями на внутренних парах бипланных стоек.

В первом прототипе летчик сидел в закрытой застекленной кабине, ее низ и борта были защищены броневыми листами. Туре O/100 впервые взлетел 17 декабря 1915 года, но его летные характеристики разочаровали военных. Облегченный второй прототип имел открытую кабину для экипажа из двух человек с возможностью установки перед ней стрелковой точки, почти всю броню сняли, моторы водяного охлаждения получили новые радиаторы. На испытаниях этой машины в апреле 1916 года было отмечено значительное улучшение характеристик. В начале мая самолет смог поднять 20 служащих фирмы «Handley Page» на высоту 2 135 м.

За первым прототипом последовали еще три; все они отличались друг от друга, но имели ряд общих черт. Опыт постройки прототипов был учтен при изготовлении первых восьми серийных машин. Весной 1916 года в Мэнстоне сформировали учебно-тренировочное звено Королевских ВМС прозванное «эскадрилья Handley Page», которое получило второй прототип и первые серийные бомбардировщики (№ 1459-1466).

Новые приобретения флота стали предметом зависти в Военном министерстве, которое заказало 12 таких же самолетов для Королевского авиационного корпуса, а флот тем временем заказал еще одну партию - уже из 28 аэропланов.

Handley Page Type O/100 No. 1459, 3 авиакрыло RNAS
В конце 1916 года два самолета O/100 поступили в 3-е авиакрыло, дислоцированное во Франции на аэродроме Люксвиль. Первый бомбардировщик перегнал во Францию Джон Бэбингтон. А при перегонке третьей машины случился конфуз: в первый день нового 1917 года она попала в руки германцев, по ошибке приземлившись на вражеской территории. Бомбардировщики выполнили первый боевой вылет в ночь с 16 на 17 марта, нанеся удар по железнодорожной станции города Мец. В следующем месяце во Францию прибыли еще несколько бомбардировщиков из второй производственной серии (номера 3115-3142). В Кудекерке из них сформировали 7-ю эскадрилью RNAS. Вскоре из нее выделили отряд для борьбы с немецкими подводными лодками, дислоцированный в Ридкэре, графство Йоркшир. На одном из самолетов этого отряда в носовой части фюзеляжа установили 6-фунтовую (2,7 кг) безоткатную пушку Дэвиса, но это оружие успеха не имело.
 

Один из первых Handley Page O/100 (№ 1463) совершил посадку в 19 км за линией фронта 1 января 1917 года после того, как экипаж заблудился в облаках над Францией. Самолет был захвачен и испытан немцами. В число испытателей входил знаменитый ас, барон Манфред фон Рихтгофен
Во Франции три O/100 нанесли удар 29,5-кг бомбами по германским эсминцам, повредив один из них. Между тем, один из самолетов, базировавшихся в Мэнстоне (№ 3124), в мае 1917 года перелетел на остров Мудроc в Эгейском море для атаки германских боевых кораблей. Ему удалось отбомбиться по линейному крейсеру «Гебен» и провести ряд других удачных рейдов.

Одной из проблем, сдерживавших постройку британских тяжелых бомбардировщиков в 1915 - 1916 годах, являлся острый дефицит моторов достаточной мощности. Самолет № 3117 был задействован на испытаниях в Фарнборо, где на него ставили двигатели не менее четырех разных типов, включая четыре французских мотора Hispano-Suiza в тандемных установках. Наконец, в сентябре 1917 года на самолет установили 360-сильные моторы Eagle VIII. Данный вариант стал прототипом бомбардировщика O/400. На нем также увеличили емкость топливных баков и массу бомбовой нагрузки. Все последующие серийные самолеты выпускались по этому стандарту. Эскадрильи № 7 и № 7А теперь могли перейти к активным наступательным действиям, не ограничиваясь ночными рейдами. 17 октября к ним присоединилась сформированная в Оши эскадрилья «А» (позже эскадрилья № 16).

Handley Page Type O/400
В начале 1918 года начались поставки серийных самолетов Type O/400 (позднее Н.Р.12). Цифра в названии теперь означала не размах крыла, а мощность двигателя. Моторы этой машины впервые получили пневмостартеры. Хотя серийно выпустили лишь 46 экземпляров O/100, в боях участвовало довольно много бомбардировщиков O/400.

Боевая карьера

Когда 1 апреля 1918 года на базе Авиационного корпуса британской армии и авиации Королевских ВМС были сформированы единые британские Королевские ВВС (RAF - Royal Air Force), морские бомбардировочные эскадрильи получили новые номера: 207, 214 (бывшая 7А) и 216. 207-я и 214-я эскадрильи поддерживали действия британских войск на северном участке фронта, а 216-я эскадрилья привлекалась к стратегическим бомбардировкам района Нанси. Между тем, группировка стратегических бомбардировщиков в составе RAF постепенно увеличивалась. Самолетами Handley Page перевооружили 58-ю эскадрилью, которая вместе с эскадрильями № 207 и № 214 составила первое бомбардировочное авиакрыло. Вторым чисто бомбардировочным стало авиакрыло № 83 в составе 97-й, 100-й, 115-й и 215-й эскадрилий. Это авиакрыло вошло в так называемые «Независимые силы», предназначенные для нанесения стратегических авиаударов по германским промышленным объектам. Концепция «Независимых сил» опередила свое время, так как во всех других странах бомбардировщики действовали только в составе фронтовой или морской авиации. «Независимые силы» успели принять участие в боевых действиях на заключительном этапе войны.

На вооружении «Независимых сил» состояли бомбардировщики разных типов, но самыми крупными из них являлись самолеты Handley Page, а их заслуги поистине беспрецедентны. Несмотря на изначальное неверие командования в эффективность ночных бомбардировок, эскадрильи Handley Page в 1918 году доказали свою значимость. В некоторые ночи в воздух поднималось до 40 таких аэропланов одновременно. Они бомбили заводы на территории Германии, железнодорожные станции и другие важные тыловые объекты.

Поначалу Handley Page использовал бомбы калибра 51 кг, но потом под O/100 и O/400 стали подвешивать бомбы массой 236 и 250 кг. Пик бомбовой нагрузки был достигнут 25 августа 1918 года, когда два самолета из 215-й эскадрильи сбросили на Мангейм бомбы калибра 748 кг.
Надпись на бомбе - «маленький ад, подарок от RAF» - ранний исторический пример «дарственных» надписей на авиационных средствах поражения. Такие надписи всегда поднимали боевой дух войск

Handley Page Type O/400 1 Sqn. AFC Хайфа, 1918 год
Незадолго до заключения перемирия два O/400 перебросили в Египет. Один из них успел принять участие в удачной для британцев палестинской кампании. Этот самолет № С9681 после прибытия в Гелиополис получила 1-я эскадрилья австралийского авиационного корпуса. 19 сентября он взлетел для атаки штаба вражеских войск. Рейд завершился успешно: удалось нарушить связь между 7-й и 8-й турецкими армиями, что ускорило их разгром. Однако главной задачей С9681 стала доставка продовольствия и горючего на передовой аэродром Азрак, где находилась штаб-квартира знаменитого Лоуренса Аравийского. Второй самолет № С9700 прибыл слишком поздно, чтобы успеть принять участие в войне, но он отправился еще дальше на восток - в Калькутту, став пионером в перевозке авиапочты на этом направлении. Свою карьеру борт С9700 окончил в Индии.

До заключения перемирия в ноябре 1918 года на вооружение британских ВВС поступило свыше 400 аэропланов Type O/400. Ими оснастили 58-ю, 97-ю, 115-ю, 207-ю,214-ю,215-ю и 216-ю эскадрильи. Самолет оставался на вооружении до конца 1919 года, когда его начали заменять на бомбардировщик Vickers Vimy. Восемь таких аэропланов использовались в 86-м авиакрыле, сформированном в Хендоне в декабре 1918 года для перевозок правительственных и военных деятелей между Лондоном и Парижем. В 214-й эскадрилье этот тип использовался для перевозки авиапочты. В США планировалось построить до 1 500 аэропланов Туре O/400, но до конца войны американская фирма «Standard Aircraft» согласно контракту должна была поставлять в Британию только комплектующие для сборки самолетов, семь O/400 с моторами Liberty были построены в США, после чего заказ аннулировали в связи с окончанием войны. Американские машины оснащались моторами Liberty.
Handley Page Type O/400 изготовленный американской фирмой Standard Aircraft
После войны несколько аэропланов британской постройки были поставлены в Китай под обозначением Туре
O/7. Три или четыре таких аэроплана использовала в Индии авиакомпания «Handley Page Indo-BurmeseTransport Ltd». Кроме того, до 10 аэропланов Type O/400 переделали в гражданские и использовали в Британии в компании «Handley PageTransport Ltd.» под обозначениями Туре O/10 и Туре O/11.

Послевоенная карьера бомбера

Самолет O/400 был, вероятно, одним из самых эффективных тяжелых стратегических бомбардировщиков Первой мировой войны. Машины этого типа составили костяк бомбардировочных сил лорда Тренчарда и заложили основу доктрины применения стратегической авиации, которая использовалась Королевскими ВВС на протяжении 1920 - 1930-х годов и частично даже во время Второй мировой войны.

O/400 никогда не проходили доработок, которых они несомненно заслуживали, и их послевоенная служба была недолгой. Установка на самолет моторов Liberty 12 или Napier Lion могла бы сделать его конкурентоспособным с такими машинами, как DH.10 Amiens или Vickers Vimy, но этого не произошло. И к середине 1923 года O/400 были полностью сняты с вооружения RAF. Три O/400, окрашенных в серебристый цвет, служили в качестве авиалайнеров Его Величества в составе 2-й (связной) эскадрильи, которая базировалась под Парижем до октября 1919 года. А самолеты этого типа из 214-й эскадрильи использовались для перевозки почты между Спа, где находилась Комиссия по перемирию, и Кёльном.


O/400 несли службу на Ближнем Востоке с весны 1919 года до начала 1920-х годов. В их задачу входили проведение полицейских операций против враждебных арабских племени поставка снаряжения и топлива на различные аэродромы
Один самолет недолгое время служил в Индии, но был разрушен бурей в апреле 1919 года. Еще одним эксплуатантом этих машин была 1-я школа навигации и бомбометания, которая неоднократно использовала их для дальних полетов «вокруг Британии». Эти пробные дальние перелеты, проведенные в марте - апреле 1919 года, предшествовали развертыванию на Ближнем Востоке трех эскадрилий (58-й, 214-й и 216-й) из 10 самолетов каждая. До места назначения добрались машин. Позже по пути перемещения авиачастей было оставлено 15 разбитых и 11 просто брошенных самолетов! Хотя 58-я эскадрилья перевооружилась на Vimy, она продолжала использовать и O/400, которые летали по двум маршрутам со своих баз в Египте - в Багдад через Дамаск и в Хартум. Последние самолеты были сняты с вооружения боевых эскадрилий в 1921 году, но продолжали использоваться в метрополии в качестве связных и для проведения разного рода испытаний. Одна из этих машин совершила формальный «прощальный» полет на параде RAF в Хендоне в 1923 году, хотя два самолета продолжали использоваться в Фарнборо для испытаний системы управления рулями и аэродинамических исследований до августа 1923 года.  

Один из американских Type O/400, получивших имя Langley
O/400 был выбран для лицензионного производства в США, и компания «Standard Aircraft Corporation» даже начала перед перемирием поставки готовых элементов в Британию для сборки, но за океаном успели построить лишь несколько машин. Они недолгое время использовались для испытаний, а одна из них была задействована в опытах генерала Митчелла, в ходе которых было доказано, что самолет может уничтожить военный корабль - один O/400 добился прямого попадания в трофейный немецкий линкор «Остфрисланд», а позже с него была сброшена 1814-кг бомба.

Еще во время войны фирма «Handley Page» активно продвигала свой O/400 как транспортный самолет с высоким потенциалом, способный перевозить до шести тонн груза или 12 пассажиров в закрытой кабине. Считалось, что самолет подходит для использования на планировавшейся к созданию авиалинии в Индию - «Empire Air Route». Сразу после войны «Handley Page» выкупила 16 новых O/400, которые она приспособила для перевозки семи пассажиров и газет из Лондона и Манчестера в провинцию, причем в отдельных местах назначения груз должен был сбрасываться на парашютах.
 
Handley Page Type O/400 получивший гражданскую регистрацию
Специальным гражданским вариантом O/400 был O/700 (позднее 0/7), получивший новые топливные баки в увеличенных обтекателях гондол двигателей и комфортабельный пассажирский салон, который первоначально проектировался для тяжелого транспортного самолета, предназначенного для перевозки радиооборудования в Китай.

Полеты на зарубежных линиях начались в августе 1919 года. Политические интриги помешали выходу O/400 на воздушные трассы в Бразилии, но в 1919 году началась их служба в Индии, а в 1920 году - в Южной Африке. Большинство гражданских O/400 были сняты с эксплуатации в 1922 году, но одна машина продолжала летать до октября 1923 года и оставалась в резерве, подстраховывая транспортные W.8b авиакомпании «Handley Page Air Transport». В 1925 году этот самолет пустили на слом. Еще один O/400 использовался в это время в США - он «засветился» на Национальных воздушных гонках 1925 года в Рузвельт Филд.

Техническое описание

Самолет HP O/400 представлял собой двухмоторный бомбардировщик-биплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж в передней части и возле хвоста обшит фанерой, остальная обшивка матерчатая. Экипаж проникал в кабину через люк в днище фюзеляжа. Сечение фюзеляжа прямоугольное, в самом высоком месте высота составляла 2,05 м. что позволяло экипажу свободно перемещаться между кабинами. 

Носовая стрелковая точка
В носовой части находилось открытая огневая точка, оснащенная пулеметом на вращающемся станке. Пулемет при необходимости обслуживал штурман. Стандартно штурман занимал место в правой открытой кабине, рядом с пилотом. Сложив свое кресло, штурман получал доступ в служебный отсек, где находились аккумуляторы, огнетушители и некоторые приборы, контролирующие работу двигателей. Сегмент фюзеляжа, расположенный между крыльями, разделялся горизонтальной переборкой пополам. В нижней половине находились бомбы, подвешиваемые вертикально и сбрасываемые через отверстия в днище. Над бомбами находились два цилиндрических топливных бака общим объемом 500 л. Баки оснащены бензонасосами, которые приводились в действие не-большими крыльчатками, вращающимися набегающим потоком воздуха. Бензин подавался в промежуточный бак объемом 36 л, установленный в центроплане верхнего крыла. Далее находилась кабина хвостового стрелка, который не имел связи с остальным экипажем во время полета, а в свою кабину попадал через отдельный люк в днище фюзеляжа. В своем распоряжении стрелок имел одинарный или спаренный пулемет Lewis на вращающемся станке и еще один пулемет Lewis, стреляющий вниз через отверстие в днище. 

Крылья двухлонжеронные. из трех частей, обшитые материей, прямые, одинаковой ширины (3,05 м) и одинакового возвышения (4 гр). Размах верхнего крыла 30,48 м, нижнего 21,33 м. Элероны с угловой балансировкой выступают за силуэт крыла, только на верхнем крыле. Крылья разделены шестью парами стоек из стальных трубок спрофилированных деревом с растяжками из стальной проволоки. Хвостовое оперение коробчатого типа с неподвижным килем в центре и двумя плавающими рулями направления по бокам. Хвостовое оперение деревянное с матерчатой обшивкой. Привод рулей с помощью тяг, частично проходящих снаружи. Двигатели - два 12-цилиндровых, V-образных. жидкостного охлаждения, Rolls-Royce Eagle VIII мощностью по 360 л.с. Винты - деревянные, четырехлопастные, диаметром 3 325 мм. Двигатели находились в металлических гондолах, установленных между крыльями. Шасси с тремя колесными тележками. На каждой тележке пара колес на общей оси.

Технические характеристики
Экипаж: 4 - 5 человек
Длина: 19,15 м
Размах крыла: 30,48 м
Высота: 6,71 м
Площадь крыла: 153,10 м2
Масса пустого: 3 719 кг
Максимальная взлетная масса: 6 350 кг
Двигатель: два V-образных Rolls-Royce Eagle VIII мощностью по 360 л.с. (268 кВт)
Вооружение: один либо два подвижных стреляющих вперед 7,7-мм пулемета Lewis в носовой стрелковой точке, один либо два подвижных стреляющих назад пулемета Lewis в надфюзеляжной точке и один подвижный стреляющий назад пулемет Lewis в подфюзеляжной точке, плюс до 907 кг боевой нагрузки в фюзеляжном отсеке вооружения и на двух подфюзеляжных узлах подвески

Летные характеристики
Максимальная скорость: 156 км/ч на уровне моря
Практическая дальность: 1 120 км
Продолжительность полета: 8 ч
Практический потолок: 3 440 м
Время набора высоты: 1 980 м за 27 мин 10 с


Handley Page Type O/400

До появления Handley Page Type V/1500 исполин О/400 был самым крупным британским бомбардировщиком






Этот O/400 принадлежал 207-й эскадрилье RAF, аэродром Линжескур, Франция. 207-я эскадрилья RAF (ранее - 7-я эскадрилья RNAS) первой получила самолеты Handley Page Type O/400 и она же первой приступила к дальним ночным рейдам на германскую территорию
Один из 7 самолетов Handley Page Type O/400 собранных в США и оснащенных двигателями Liberty


Подразделения использовавшие Handley Page Type O/100 и Type O/400
Royal Naval Air Service
Handley Page Squadron (O/100 и O/400)
No. 7 Squadron RNAS (O/100)
No. 7A Squadron RNAS (O/100)
No. 14 Squadron RNAS (O/100)
No. 15 Squadron RNAS (O/100)
No. 16 Squadron RNAS (O/100 и O/400)

Royal Air Force
No. 58 Squadron RAF (O/400)
No. 70 Squadron RAF (O/400)
No. 97 Squadron RAF (O/400)
No. 100 Squadron RAF (O/400)
No. 115 Squadron RAF (O/400)
No. 116 Squadron RAF (O/400)
No. 207 Squadron RAF (O/400)
No. 214 Squadron RAF (O/400)
No. 215 Squadron RAF (O/100 и O/400)
No. 216 Squadron RAF (O/400)


См. так же
Схемы и чертежи
Фотоальбомы
Боковые проекции
Арт



Комментариев нет:

Отправить комментарий