понедельник, 3 февраля 2014 г.

Альберто Сантос-Дюмон



Альберто Сантос-Дюмон
 (20.07.1873 - 23.07.1932)

Первый полет в Европе на летательном аппарате тяжелее воздуха с мотором совершил бразилец Альберто Сантос-Дюмон. Но первую известность он получил благодаря полетам над Парижем на дирижаблях собственной разработки. Богатый наследник кофейной компании Сантос-Дюмон в отличие от большинства первопроходцев авиации мог с легкостью финансировать свою страсть.


Альберто Сантос-Дюмон родился на фазенде Кабангу в бразильском городе Палмира, который сегодня носит название Сантус-Думонт в штате Минас-Жерайс. Он был шестым ребенком в семье, где было восемь детей, его семье принадлежала кофейная плантация в штате Сан-Паулу.


С детства Альберто был увлечен машинами, в семь лет он управлял трактором, в двенадцать - водил поезда! Он также зачитывался книгами Жюля Верна, он прочитал все доступные ему книги к десяти годам. В своей автобиографии он писал, что мечта о полете пришла к нему в то время, когда он смотрел на прекрасное небо Бразилии долгими солнечными днями на плантации.

В 1891 году отец Альберто упал с лошади, что стало причиной параплегии. Он решил продать плантацию и переехать в Европу с женой и младшими детьми. В 17 лет Сантос-Дюмон попал в Париж, во Франции юный Альберто впервые поднялся на воздушном шаре и вскоре сам стал воздухоплавателем.

Сантос-Дюмон считал себя первым «воздушным спортсменом». Первые полеты он совершал, нанимая опытного воздухоплавателя и был в своих первых полетах на воздушных шарах пассажиром. Он в скором времени стал сам совершать самостоятельные полеты на воздушных шарах, а затем стал проектировать собственные модели воздушных шаров. В 1898 Сантос-Дюмон совершил полет на первом воздушном шаре собственной разработки, который назывался Bresil («Бразилия»).

К 22 годам он летал на воздушных шарах собственной конструкции и начал разработку «управляемого воздушного шара» или дирижабля с силовой установкой для приведения его в движение в любом направлении, независимо от ветра.
 
Альберто Сантос-Дюмон в корзине своего дирижабля
С 1898 по 1905 годы Сантос-Дюмон построил и совершил полеты на 11 дирижаблях. Некоторые из них были оснащены двигателем, другие приводились в движение педалями. Ограничения управления воздушным движением появились несколько десятилетий спустя, а тогда он мог летать над парижскими бульварами на уровне крыш домов в одном из своих дирижаблей, обычно приземляясь перед фешенебельным открытым кафе на завтрак. Однажды Альберто рухнул на своем дирижабле в сад барона Ротшильда, хозяйка приказала накрыть ему завтрак. Еду подали отважному аэронавту - все еще висящему в кроне каштана высоко над землей.

Его звездный час наступил три года спустя, в 1901 году, когда он выиграл престижный приз Deutsch de la Meurthe. Для получения приза требовалось пролететь от парка Сент-Клод до Эйфелевой башни и обратно менее чем за полчаса. Победитель должен был поддерживать среднюю скорость относительно земли не менее 22 км/час для того, чтобы покрыть расстояние 11 км в обе стороны за отведенное время. 8 августа 1901 года Альберто едва не погиб, когда его дирижабль № 5 врезался в здание отеля «Трокадеро» и взорвался.

Santos-Dumont №6 у Эйфелевой башни
Очередная попытка Сантос-Дюмона завершилась успешно, 19 октября 1901 года Сантос-Дюмон достиг поставленной задачи на дирижабле Santos-Dumont №6. Полет прошел за 29 минут и 30 секунд, но и он не обошелся без инцидента. Около Эйфелевой башни мотор вышел из строя, и Сантос-Дюмону пришлось взобраться к нему и починить. 2 ноября 1901 года после обсуждения хронометража Сантос-Дюмону выдали 100 000 франков - денежный приз Deutsch de la Meurthe. Половину денег Сантос-Дюмон жертвует беднякам Парижа, вторую половину - своим работникам в виде премии.

Достижения в воздухоплавании Сантос-Дюмона сделали его знаменитым не только в Европе, но и во всем мире. Он выиграл еще несколько призов и стал другом миллионеров, пионеров авиации и членов королевских семей. 27 июня 1903 года Аида Д’Акоста Брекинридж самостоятельно управляла дирижаблем Santos-Dumont №9, став первой в мире женщиной, управлявшей дирижаблем. В 1904 он посетил в США и был приглашен в Белый дом на встречу с президентом США Теодором Рузевельтом.

Полет Аиды Д’Акоста 27 июня 1903 года
Летательные аппараты Сантос-Дюмона часто появлялись в небе Парижа. Сам Альберто стал знаменитостью, часто подлетал к ресторанам и небрежно привязывал свой дирижабль к балкону. Парижские модники подражали его манере одеваться - фирменной панаме и высокому воротничку. Из-за небольшого роста парижане прозвали его «Малыш Сантос».

Хотя Сантос-Дюмон продолжал работать над дирижаблями, его интерес вскоре переключился на аппараты тяжелее воздуха. К 1905 он завершил работу над своим первым проектом самолета, а также вертолета. Главным его достижением стал полет на самолете 23 октября 1906 года, когда он поднял в воздух Santos-Dumont №14-bis перед многими свидетелями, пролетев расстояние 60 метров на высоте 2-3 метров. Это был хорошо задокументированный случай, подтвержденный «Французским аэроклубом», первого полета на аппарате тяжелее воздуха с двигателем в Европе, а также первым в мире наблюдаемым большим количеством людей полетом самолёта, взлетевшего с земли с несъемным шасси и с использованием только собственного двигателя при спокойной погоде, который стал доказательством того, что аппарат тяжелее воздуха принципиально может самостоятельно взлетать. Выполнив этот полет, Сантос-Дюмон выиграл Приз Аршдекона, основанный французом Эрнестом Аршдеконом в июле 1906, который должен был быть вручен первому летчику, пролетевшему более 25 метров только с помощью собственного двигателя.
 
Почтовая открытка с изображением аэроплана Сантос-Дюмона
12 ноября 1906 года Сантос-Дюмон установил первый мировой рекорд в авиации, пролетев 220 метров менее чем за 22 секунды.

Сантос-Дюмон внес значительный вклад в конструкцию самолета. Он впервые использовал подвижные поверхности, предшественники элеронов, между крыльями, которые позволили получить большую боковую стабильность, чем это давало крыло Santos-Dumont №14-bis с положительным углом. Сантос-Дюмон также стремился к тому, чтобы достигнуть существенного улучшения отношения мощности двигателя к весу, а также усовершенствовал технологию строительства самолетов.

Последним проектом Сантос-Дюмона был моноплан Demoiselle («Демуазель» - стрекоза) (Santos-Dumont №19 - 22). Этот самолет использовался в качестве собственного транспортного средства Сантос-Дюмона, и он охотно разрешал другим копировать его проект. Фюзеляж состоял из специально укрепленного бамбукового лонжерона, а пилот сидел низко между главными колесами трехколесного шасси. «Демуазель» управлялся в полете частично приспособлением на хвосте, которое функционировало и как руль высоты, и как руль направления, и перекосом крыла (Santos-Dumont № 20).
 
Сантос-Дюмон перевозит аэроплан Demoiselle на автомобиле
Demoiselle был построен всего за пятнадцать дней. Аэроплан показывал выдающиеся результаты для своего времени, легко пролетая 200 м над землей на испытательных полетах со скоростью 100 км/ч; На Demoiselle Сантос-Дюмон совершал полеты в разное время в 1909 году в Париже, а также в его окрестностях. Среди его достижений - первый международный полет дальностью 8 км, из Сан-Сира в Бук 13 сентября 1909 года, с возвращением на следующий день, и другой полет 17 сентября 1909 года дальностью 18 км за 16 минут. Будущий французский ас Первой мировой войны Ролан Гаррос совершил полет на Demoiselle над парком Бельмонт в Нью-Йорке в 1910 году.

Сантос-Дюмон был энтузиастом авиации и опубликовал чертежи Demoiselle для свободного использования, полагая, что авиация станет главным направлением прогресса человечества. Клеман Баярд, автопромышленник, построил несколько аппаратов Demoiselle, таким образом моноплан Сантос-Дюмона Demoiselle стал первым серийным самолетом, хотя их продали только 15 штук.

Последний полет в качестве пилота был совершен на Demoiselle 4 января 1910 года. Полет завершился авиакатастрофой, однако ее причины так никогда и не были определены. Было несколько свидетелей этого события, но не было никаких описаний этого происшествия.

Спустя несколько месяцев Сантос-Дюмон серьезно заболел. У него двоилось в глазах и он испытывал головокружение, что лишило его возможности передвигаться, не только летать. Ему был поставлен диагноз, рассеянный склероз. Сантос-Дюмон уволил сотрудников и закрыл свою мастерскую. Его болезнь скоро привела к прогрессирующей депрессии.

В 1911 году Сантос-Дюмон переехал из Парижа к морю во французскую деревню Бенервиль, где стал заниматься астрономией. Местные жители, которые были слабо наслышаны о его известности и достижениях в Париже несколькими годами ранее, обратили внимание на его телескоп немецкого производства и необычный акцент, приняв его за немецкого шпиона, отслеживающего перемещения французского военного флота. Эти подозрения в конечном счете привели к аресту Сантос-Дюмона французской военной полицией. Получив сильный стресс, усугубленный его болезнью, он сжег все свои бумаги, чертежи и заметки. В результате немногое из оригинальной технической документации Сантос-Дюмона сохранилось до сегодняшнего дня.

В 1918 году он оставил Францию, чтобы возвратиться на родину и более никогда не возвращаться в Европу. Болезнь Альберто Сантос-Дюмона прогрессировала, его угнетал рассеянный склероз и то, что самолеты стали активно использоваться в военных целях. Он совершил самоубийство, повесившись в городе Гуаружа, штат Сан-Паулу 23 июля 1932 года. Он был похоронен на Кладбище Сан-Жоао-Батиста в Рио-де-Жанейро.


Летательные аппараты Альберто Сантос-Дюмона

1. Bresil, 1898 г., воздушный шар
2. Santos-Dumont №1, 1898 г., дирижабль
3. Santos-Dumont №2, 1898 г., дирижабль
4. Santos-Dumont №3, 1899 г., дирижабль
5. Santos-Dumont №4, 1900 г., дирижабль
6. Santos-Dumont №5, 1901 г., дирижабль
7. Santos-Dumont №6, 1901 г., дирижабль
8. Santos-Dumont №7, 1902 г., дирижабль
Номер «8» Сантос-Дюмон своему летательному аппарату не присвоил, считая это число несчастливым.
9. Santos-Dumont №9 Baladeuse, 1903 г., дирижабль
10. Santos-Dumont №10, 1905 г., дирижабль
11. Santos-Dumont №11, 1905 г., планер
12. Santos-Dumont №12, 1905 - 1906 гг., вертолет
13. Santos-Dumont №13, 1905 г., дирижабль
14. Santos-Dumont №14, 1905 г., дирижабль
15. Santos-Dumont №14-bis, 1906 г., самолет-биплан с толкающим винтом
16. Santos-Dumont №15, 1906 - 1907 гг., самолет-биплан с тянущим винтом
17. Santos-Dumont №16, 1907 г., дирижабль
18. Santos-Dumont №17, проект самолета-биплана
19. Santos-Dumont №18, гидросамолет
20. Santos-Dumont №19 Demoiselle, 1908 г., самолет-моноплан
21. Santos-Dumont №20 Demoiselle, 1908 г., самолет-моноплан
22. Santos-Dumont №21 Demoiselle, 1909 г., самолет-моноплан
23. Santos-Dumont №22 Demoiselle, 1909 г., самолет-моноплан
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий